Все это, конечно, очень красиво и романтично — полагать занятие или увлечение чаем высоким ремеслом. Однако давайте отвлечемся от романтических теорий и посмотрим на чайную реальность.
В реальности и в повседневных чаепитиях подавляющее большинство людей взаимодействует с чаем крайне ограниченным количеством способов. Используя, как правило, один чай, заваривая его одним способом в одном и том же чайнике (или кружке) для того, чтобы получить одинаковый стабильный результат. На таком ограниченном взаимодействии с чаем целые чайные культуры построены — и вполне себе успешно существуют.
Мало того, ограниченное взаимодействие с чаем происходит не обязательно мимоходом в офисе или по утрам в студенческой общаге. Ровно также могут работать с чаем монахи в буддийском монастыре в Киото, владельцы чайной в Стамбуле, официанты в лондонском «Рице» и благообразный старичок на тегеранском базаре. Чай и чаепития у них будут очень сильно отличаться между собой — но используемые для их приготовления и подачи материалы, инструменты, навыки и номенклатура будут очень ограниченными. И все эти люди, безусловно, ремесленниками и профессионалами. А в те заведения, в которых они работают, гости часто приходят специально. А то и приезжают. Чтобы попить того самого одинакового чая. А в некоторые из этих заведений еще и без пиджака не пускают.
Налицо противоречие. В романтической теории высокое чайное ремесло требует обширных знаний, умений и навыков. И высокого уровня профессионализма. В реалистичной практике чайный профессионал оперирует крайне ограниченным набором этих самых знаний, умений и навыков. Для которых совершенно не нужно иметь семи пядей во лбу — любой старший школьник после недельной подготовки со среднестатистической чайной работой более или менее справится.
Это противоречие так и подмывает назвать как-то вроде «Великого Противоречия Чайного Мастерства» — но увы. Оно не является специфическим чайным. Практически в любой ремесленной сфере подавляющее большинство специалистов работает в крайне ограниченном диапазоне задач. Потому что они удовлетворяют спрос — который, большей частью, однообразен. Ситуация, при которой ремесленник может наплевать на спрос, сам формировать предложение и оставаться востребованным, называется профессиональной свободой. Она стоит крайне дорого, заработать на нее получается у немногих счастливцев.
К чему я все это рассказываю и почему вообще ударился в эту псевдофилософию?
Да, в общем, просто для того, чтобы напомнить, что все, о чем я пишу, рассчитано на любителей чая. Которые будут готовить чай не на продажу, а для себя. Для которых чай — это не работа, а развлечение. И которые могут позволить себе стать романтическими чайными ремесленниками. Потому что сами за это платят.
Я таким людям всегда немного завидую.