АВТОР: ДЕНИС ШУМАКОВ
Чайные приключения.
Чайные пакетики
Раз уж у нас в предыдущей статье «Чайных приключений» зашла речь о немного противоестественных чайниках — с встроенной заварочной емкостью — есть смысл сразу поговорить и о чайных пакетиках. Тем более, что они, как и чайники с заварочной емпостью, тоже оптимизированы по легкости утилизации использованной заварки. Причем оптимизированы радикально.

По какому-то удивительному недоразумению принято считать, что чай в пакетиках намного удобнее заваривать, чем чай рассыпной. Это, конечно, полная ерунда. Засыпать рассыпной чай в чайник или даже в кружку ничуть не более сложно, чем засунуть в нее чайный пакетик. Ну ошибетесь вы в дозировке немножко — это не страшно. И чай заварится отлично. А вот выбрасывать пакетики действительно намного удобнее, чем традиционный рассыпной чай.

Обычно считается, что чай в пакетиках хуже чая листового. Это, конечно, очень спорный вопрос. Ответ на который нужно начать с того, что довольно редко производитель чая фасует в пакетики и в обычные пачки одинаковый чай. Чаще всего чаи для пакетиков и для рассыпухи разные, даже если одинаково называются. Потому что перед пакетированным и листовым чаем ставятся разные задачи. Пакетированный чай должен завариваться в ограниченном объеме — в пакетике. Поэтому в пакетики чаще всего фасуют мелкий чай — и здесь будет уместно вспомнить описанные ранее опыты с чаинками разного размера. Платой за высокую динамику заваривания пакетированного чая является его упрощенная органолептика — вкус и аромат у него обычно простые, как швабра. Но и надежные, как автомат Калашникова.

Листовой чай будет завариваться, свободно плавая в чайнике. И, обычно, без особой пакетированной суеты. Поэтому его чаинки обычно покрупнее — даже если речь идет о гранулах. И органолептика у него побогаче. В первом приближении, конечно — потому что и здесь есть нюансы. В том числе и исторические.
Короче говоря, при выборе стеклянного чайники я бы ориентировался на один из чайников-бочонков. С туповатым носиком, немного напоминающим свиной пятачок, и деревянной крышкой. Эстетика этих чайников, конечно, требует некоторого привыкания и смирения. Но они действительно удобны и существуют в огромном количестве ценовых и декоративных вариантов. Оптимальные, на мой взгляд — от литра до полутора и чистые, без всяких лишних украшений. Некоторые из них, кстати, еще и на огонь можно ставить — что тоже прикольно.
Никто не мешает, на самом деле, рассыпать по пакетикам отборный и крупнолистовой чай. Изначально, кстати, так и было. Пакетированный чай всегда дороже аналогичного рассыпного — потому первые пакетированные чаи были, кроме всего прочего, еще и статусным продуктом для состоятельных парней. И делали их, кстати, из шелка. И фасовали туда только листовой чай, причем достаточно крупный. Потому что мелкий чай шелковые пакетики не удержали бы. Только примерно в середине XX века, после изобретения современной фильтр-бумаги, появилась возможность фасовать в пакетики самые мелкие фракции чая. А до этого чай в пакетиках был, вы не поверите, элитным продуктом. Говорят, что в первом классе «Титаника» подавался именно чай в шелковых пакетиках. Я ни на что не намекаю, конечно.

Некоторые производители и сейчас выпускают дорогой и качественный чай в пакетиках. Обычно в пакетиках-пирамидках, пакетиках-октаэдрах или в пакетиках еще какой-либо причудливой формы. Нейлоновых, из биоразлагаемого волокна или (крайне редко) шелковых. Такие дорогие чайные пакетики часто называются саше. Но, в среднем по рынку, дорогой чай в пакетиках — это скорее исключение, чем правило. Ему и без пакетиков неплохо. Так что, если все очень сильно упрощать, то действительно можно сказать, что в пакетиках чай попроще и он хорош для тех, кому все равно и некогда. А россыпью продается чай посложнее — для тех, кто готов на него запариться.
Не могу не отметить при этом, что есть одна тема, в которой, при прочих равных, пакетики лучше рассыпного чая. Это чайные смеси из неравномерных компонентов. Например, если смешать черный листовой чай с шелушками кедровой шишки, кедровой хвоей (нарезкой примерно по 1 сантиметру) и кусочками цедры апельсина, а потом заварить все это дело, то получится очень вкусно. Если изготовить такой смеси, предположим, 10 килограммов и расфасовать все это дело по стограммовым пачкам, то уже через пару дней хранения и, особенно, транспортировки, смесь расслоится. Ее более тяжелые и компактные фракции — кусочки цедры апельсина — провалятся на дно пачки. И при заваривании в чайнике у потребителя окажется совсем не та смесь, которую разработал производитель. А вот если сразу после изготовления смесь расфасовать по пакетикам, то она дойдет до потребителя ровно в том же виде, в котором вышла от производителя.

Так что пакетикам тоже есть место на нашем чайном празднике жизни.

Помимо стандартных и самых распространенных чайных пакетиков «на одну чашку», существует несколько модификаций чайных пакетиков, адаптированных под разные условия использования. Есть чайные пакетики для чайников — они просто крупнее и иногда снабжены зацеплякой, позволяющей закрепить их за крышку или стенку чайника. Такие пакетики иногда позиционируются как особенно хорошо подходящие для кафе и ресторанов. Спорить не буду, почему бы и нет. Существуют «подчайные пакетики» — то есть пустые пакеты из фильтр-бумаги, предназначенные для самостоятельного заполнения чаем перед завариванием. Это такая вариация на тему чайника с заварочной емкостью. Я эту тему не очень понимаю, но могу точно сказать, что лучше такие пакетики использовать в непрозрачных чайниках. Потому что смотреть на то, как в чайнике плавает что-то несимпатичное, бывает не очень приятно. Ну и, наконец, существуют большие чайные пакетики для ванн. Ванна с чаем — это прикольно, тут я полностью на стороне пакетиков.

Закончить же рассказ о чайных пакетиках я хотел бы тремя занимательными пакетиковыми историями.

История первая. При производстве чая чайный лист крошится. И в самом конце, когда чай сортируется, помимо парадного крупного листа, получается некоторое количество мелкого чая. Которые на профессиональном языке называются высевкой (Fannings). Самая мелкая фракция высевок — это, фактически, чайная пыль (Dust). Ключевое слово тут «чайная» — по составу это тот же чай, только мелкий. Сравнение чайной пыли и листового чая полностью аналогично сравнению золотого песка и золотых самородков. И то и другое — золото. Песок иногда даже удобнее. Но людям больше нравятся самородки.

Так вот. На протяжении нескольких десятилетий чайная индустрия не знала, что делать с мелкими фракциями чая. Продавать их как обычный чай не получалось — потому что их неудобно заваривать. Так что эти мелкие фракции иногда просто выбрасывали, иногда смешивали с мазутом и сжигали в топках электростанций, иногда ими удобряли землю и даже красили ткани (использованию чая в качестве натурального красителя я как-нибудь посвящу отдельную статью). И при этом плакали — потому что все это было, по факту, выкидыванием денег. Так что изобретение фильтр бумаги, которая позволила удобно заваривать самый мелкий чай стало для чайной индустрии настоящим праздником. И золотым дном.
История вторая. В разных странах чайные пакетики на одну чашку могут иметь разный вес. Например, стандартный российский чайный пакетик содержит два грамма чая, а стандартный британский — три. И вовсе не потому, что мы жадные, а англичане не жалеют заварки. А потому, что в Великобритании почти весь чай употребляется с молоком и очень небрежно заваривается. И для того, чтобы после небрежного заваривания и добавления молока в напитке был хоть намек на чай, британские компании просто увеличивают количество чая в пакетиках. В чайниках наши британские коллеги, кстати, тоже чаще всего заваривают пакетики. Поэтому среднестатистический современный британский чайник не имеет ситечка в носике. Что огорчает, конечно.
История третья. Несколько лет назад, когда в ходу были нейлоновые пакетики-пирамидки, группа европейских ученых поставила красивый и масштабный эксперимент по изучению биологической активности почв в разных регионах мира. Присоединиться к этому эксперименту мог любой человек — достаточно было купить два чая Lipton в пакетиках (зеленый и ройбос, если мне не изменяет память), взвесить их и закопать в землю на пару месяцев. А через пару месяцев выкопать, снова взвесить и отослать данные в цент эксперимента. Фишка проекта состояла в том, что нейлоновые пакетики не разлагались, а чай внутри пакетиков — разлагался. И по изменению веса пакетиков можно было сделать предварительные выводы о том, настолько активны бактерии в той или иной почве. Первый этап эксперимента прошел очень удачно, был уже анонсирован второй — но Lipton взял и перешел на биоразлагаемые пакетики. Подрубив красивый эксперимент на корню.

Вот так натужная маркетинговая забота об экологии помешала красивой и высокой науке.