Чайные приключения. Самое простое сравнение
АВТОР: ДЕНИС ШУМАКОВ
Рассказывая в предыдущем материале о понимании чая и способах развития этого понимания, я вскользь упомянул об одновременном заваривании и дегустации нескольких чаев, которое является очень эффективным способом изучения чая — потому что одновременные заваривание и дегустация дают возможность сравнивать напитки. Можно даже сказать, что без сравнения нормальное изучение чая невозможно в принципе — это если и будет преувеличением, то совсем небольшим.

Давайте прикинем, как устроено бытовое потребление чая в обычном домохозяйстве, ни один из членов которого не испытывает к чаю предметного интереса. Немного все упростив — исключительно из методических соображений.

Когда в хозяйстве заканчивается чай, в дом покупается новая пачка — и этот новый чай пьется, пока не закончится. Или, в редких случаях, пока не надоест. После этого покупается новый чай — и так до бесконечности. В нормальном домохозяйстве на полке может оказаться несколько пачек с разным чаем —
но разные чаи почти никогда не оказываются на одном столе в виде готового напитка. Разные чаи, если они
и есть, дегустируются, так сказать, последовательно.

Изучать и запоминать чаи при последовательной дегустации, в принципе, можно — но обычно без тонких нюансов. Вспомните, какими эпитетами обычно описывается хороший чай в массовой чайной культуре. Крепкий, насыщенный, сладкий, душистый, с выраженным и узнаваемым дополнительным вкусом (если речь идет об ароматизированном чае или чае с лимоном, например). Все эти эпитеты — яркие и мощные. Ими хорошо впечатления от посещения бани описывать.

Безусловно, чай может быть и ярким, и крепким, и душистым и все такое прочее. Но, одновременно, он может обладать целым набором тонких характеристик. Тех самых, которые делают чай одним из самых интересных и сложных напитков, а чаепитие — одним из самых изысканных способов времяпрепровождения.

И одновременное (параллельное) — изучение нескольких чаев является одним из самых удобных способов эти нюансы и тонкие характеристики отыскать. Просто сравнивая разные чаи между собой. Даже сравнение очень разных чаев имеет некоторый смысл — хотя на первый взгляд там и так все понятно. Вот смотрите.

Берем черный и зеленый чай — например, наши Дянь Хун и Юнь У. Завариваем их в одинаковой и, лучше, прозрачной посуде — так удобнее наблюдать. Причем заварки насыпаем одинаковое количество — по весу. Можно, конечно, и на глаз, по занимаемому объему, с данными конкретными чаями это будет более или менее точно. Но лучше использовать весы — у нас серьезный эксперимент, как-никак. Заливаем чай кипятком и даем постоять пять минут.
Разницу в цвете настоя, которая проявляется сразу, в принципе, можно игнорировать. Тут все, вроде, и так понятно. Один чай черный, другой зеленый, ничего удивительного. В определенном смысле два этих чая — почти полные чайные противоположности. Но даже в этом «ничего удивительного» есть маленький нюансик. Если оценить разницу в цвете сухой заварки, то она именно для двух этих чаев будет совсем небольшой.
В принципе, при чисто визуальной оценке и при недостаточном освещении — например, просто при заглядывании в глубину фольгированного пакета с чаем — неопытный человек два этих чая может даже спутать. Ну или просто принять зеленый Юнь У за черный чай. Просто потому, что чаинки у него довольно темные.

А в разваренном виде разница между чаями становится колоссальной. Сложно представить себе ситуацию, в которой при той же самой чисто визуальной оценке и тот же самый неопытный человек спутает эти чаи между собой. Или не сможет определить, какой из них является черным, а какой — зеленым. Разница отлично заметна и в цвете настоя, и в цвете чаинок. Запоминаем эту разницу, но чаи не трогаем. И даем им постоять еще 30 минут.
Через полчаса настаивания кроме очевидной разницы в цвете проявилась еще одна разница — разница в объеме. Разваренные листья зеленого чая занимают явно больший объем, несмотря на то, что сухой заварки мы использовали одинаковое количество. А это значит, что чаинки данного конкретного зеленого чая в среднем крупнее, чем чаинки данного конкретного черного чая, Несмотря на то, что сами листочки, использованные для производства зеленого чая, меньше — это тоже хорошо заметно.

В данном конкретном случае это означает, что чайные листья, которые использовались для производства зеленого чая, в процессе производства пострадали меньше, чем чайные листья из которых сделан черный чай. Грубо говоря, в зеленом чае больше целых листочков.

Каких-то глобальных выводов из этого наблюдения, типа «один чай лучше, а другой — хуже» делать не имеет смысла. Сравнивать между собой по качеству разумно только близкие чаи, а мы ставим опыт с чайными, напомню, противоположностями. При этом следует отметить, что в среднем по рынку чаинки зеленого чая крупнее чаинок черного чая. И из этой «средней детали» проистекает, в частности, тот факт, что при прочих равных условиях — и тоже в среднем по рынку — в чашке черного чая кофеина больше, чем в чашке зеленого. Просто потому, что из мелких чаинок кофеин быстрее выходит в настой. Как и другие водорастворимые вещества.

Впрочем, не отвлекаемся на кофеин, запоминаем новые данные (разницу в объеме) — и даем чаю постоять еще два часа. Или даже три. Мы ведь никуда не торопимся. И смотрим на чай.
За следующие три часа внешний вид чая почти не изменился. Здесь не придется верить на слово, потому что на фотографиях «трехчасовые» чаи заметно отличаются от «получасовых» — но это из-за изменившихся условий освещения. Земля, зараза, вертится, никакого уважения к работе фотографа. Из этой относительной неизменности чая после получасового заваривания можно было бы сделать вывод о том, что первые полчаса содержащиеся в чай компоненты выходят в настой наиболее активно. Но нужно понимать, конечно, что визуально можно оценить выход в настой только пигментов, которые, собственно, и определяют цвет напитка. Так что про первые полчаса — это не вывод, а гипотеза. Которую мы пока проверять не будем…

Достаточно для первого сравнения. Хочу обратить внимание, что все это — только визуальная оценка чая.
Мы заваренные чаи даже не нюхали — но уже получили целую история на два экрана текста. Сравнение — вообще мощная тема. И мы ее непременно разовьем.

Продолжение следует

Made on
Tilda